- Образование
- Основополагающим фактором в формировании античных представлений об О. и связанном с ними содержании О. являлась их зависимость от общественно-экономич. отношений. В частности, существовало мнение, что только та деятельность достойна свободного человека, которая основывается на его духовных способностях и не служит зарабатыванию средств к существованию. Физич. же работа считалась презренным занятием. Следует отметить, что рим. взгляды на О. испытывали сильное влияние греч. концепций, хотя нередко и различались с ними.Греция. Идеал образованности греч. архаики, нашедший свое отображение в эпич. произведениях Гомера, являл собой благородный герой, служивший своему наставнику словом и делом. В образе учителя выступал «мудрейший из кентавров Хирон», наставник мн. героев. Герой Гомера в совершенстве владел всеми видами оружия, с успехом участвовал в спортивных и игровых состязаниях, прекрасно пел, играл на лире, танцевал и обладал даром красноречия. Кроме того, как показывает обучение Ахилла искусству врачевания, он должен был знать и уметь все, что, по мнению древних, имело сколь-нибудь существ, значение в мире благородной героики. Цель такого О. сводилась к формуле «быть всегда лучшим и превосходить остальных», т. е. достичь при жизни громкой славы и чести, чтобы и после смерти продолжать жить в человеч. памяти. В историч. времена этот идеал продолжал культивироваться в Спарте, особенно в 7–5 вв. до н. э., где получение одностороннего военного О. представляло собой цель находившегося под строгим государств, надзором милитаризованного воспитания в духе служения правящей аристократич. элите. Музыкальное О. было сведено к минимуму. Следствием подобной однобокости явились культурное обеднение и духовная пассивность. В Афинах гомеровский идеал О. нашел в 6–5 вв. до н. э. свое дальнейшее развитие в форме музыкально-гимнастич. О. Обучение гимнастике (спорту), музыке, танцам, письму и чтению (чтению поэтич. произведений в качестве приложения) служило гармоничному духовному, физич., эстетич. и нравств. О., целью которого являлось физич. и духовное совершенство, право на обладание которым оставляла за собой афинская аристократия. Связанное с софистикой просветительское движение 5–4 вв. до н. э. принесло в широкие слои населения сознание необходимости в интеллектуальном О. Софисты, представлявшие собой странствующих преподавателей, обучали людей всем языковым и социологии, наукам, прежде всего грамматике, риторике и диалектике, а также математич. дисциплинам (в частности, Гиппий из Элиды). Это привело к возникновению в Греции в 4 в. до н. э. нов. качеств, уровня обучения, которое базировалось на элементарном обучении и имело целью более высокую степень общего О. (enkyklios paideia), включавшего в себя, помимо грамматики и риторики, также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки. Следующий качеств, этап О. был связан с изучением философии (Платон) и риторики (Исократ). Наконец, Аристотелем была сформулирована задача обучения: сообщение фундаментальных неспец, знаний из различных областей и выработка способности суждения. Т. о., была создана стройная система О., которая сохранила свое значение не только до конца античного периода, но и в своих основополагающих чертах дошла до нашего времени: на первой стадии начального элементарного обучения сообщаются навыки чтения, письма и счета; наряду с ними даются уроки гимнастики и музыки. Затем следует более высокая стадия образовательного обучения (в эллинистич. времена в т. н. гимнасиях, т. е. публичных учебных заведениях с твердым учебным распорядком), которая включает в себя в первую очередь изучение языковых дисциплин и литературы (грамматика, риторика), а также математики; обучение спорту и музыке продолжается на более высоком уровне. Далее в качестве высшей стадии О. следует спец. обучение, которое в античности, правда, не фигурировало как обучение с целью освоения к.-л. определ. профессии в нашем совр. понимании, а рассматривалось в самом широком смысле как завершение и кульминация всего учебного процесса. Соответственно этому конечной целью обучения в античности являлись философия и риторика. Право давать людям разностороннее О. оспаривали между собой как философы, так и риторы. Начиная со времен Платона и Исократа обе школы постоянно соперничали между собой за первенство в области О. На практике О., как правило, начинали у ритора, продолжая его затем у философа, причем в Греции на передний план ставилось изучение философии, а в Риме риторики.Рим. Рим. идеалом считался крестьянин-воин, служащий в мирные времена общему делу (res publiса) как земледелец и скотовод, а в период войны — как воин. Что должен был знать и уметь римлянин периода поздней Республики, кроме способности читать. писать и считать, показывает сочинение «Книги, посвященные сыну» («Libri ad filium»), написанное Катоном Старшим в нач. 2 в. до н. э. в качестве учебника для своего сына. В нем освещаются 4 предмета сельское хозяйство, врачевание, красноречие и военное искусство и даются относительно каждого из них советы и практич. рекомендации, как поступать в том или ином случае. Со 2 в. до н. э. все большее значение приобретает в Риме греч. образовательная система. Окончательное ее утверждение в рим. мире, правда с характерными рим. особенностями, произошло в I в. до н. э. Математич. дисциплины отошли в обучении на второй план, уступив свое место юридич. наукам. Изучение языков и литературы велось одновременно с преподаванием рим. истории, состоявшим гл. обр. в сообщении историч. примеров (exempla) достойного поведения предков (mores maiorum). Уроки музыки и гимнастики как таковые отсутствовали, вместо них часто проводилось практич. обучение верховой езде, фехтованию и плаванию. На более высокой стадии практиковалось изучение риторики. На завершающем этапе О. устраивались образовательные поездки в Афины и другие греч. культурные центры, где знатные молодые римляне получали уроки философии. Заслуга в гармонич. соединении греч. и нац. рим. О. принадлежит Цицерону. В произведении «Об ораторе» («De oratoге») им показан идеал рим. оратора и политич. деятеля. который на основании всеобъемлющего и всестороннею О. органически соединяет в себе философский ум с практич. политич. деятельностью на благо общества.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.