Образование

Образование
        Основополагающим фактором в формировании античных представлений об О. и связанном с ними содержании О. являлась их зависимость от общественно-экономич. отношений. В частности, существовало мнение, что только та деятельность достойна свободного человека, которая основывается на его духовных способностях и не служит зарабатыванию средств к существованию. Физич. же работа считалась презренным занятием. Следует отметить, что рим. взгляды на О. испытывали сильное влияние греч. концепций, хотя нередко и различались с ними.
        Греция. Идеал образованности греч. архаики, нашедший свое отображение в эпич. произведениях Гомера, являл собой благородный герой, служивший своему наставнику словом и делом. В образе учителя выступал «мудрейший из кентавров Хирон», наставник мн. героев. Герой Гомера в совершенстве владел всеми видами оружия, с успехом участвовал в спортивных и игровых состязаниях, прекрасно пел, играл на лире, танцевал и обладал даром красноречия. Кроме того, как показывает обучение Ахилла искусству врачевания, он должен был знать и уметь все, что, по мнению древних, имело сколь-нибудь существ, значение в мире благородной героики. Цель такого О. сводилась к формуле «быть всегда лучшим и превосходить остальных», т. е. достичь при жизни громкой славы и чести, чтобы и после смерти продолжать жить в человеч. памяти. В историч. времена этот идеал продолжал культивироваться в Спарте, особенно в 7–5 вв. до н. э., где получение одностороннего военного О. представляло собой цель находившегося под строгим государств, надзором милитаризованного воспитания в духе служения правящей аристократич. элите. Музыкальное О. было сведено к минимуму. Следствием подобной однобокости явились культурное обеднение и духовная пассивность. В Афинах гомеровский идеал О. нашел в 6–5 вв. до н. э. свое дальнейшее развитие в форме музыкально-гимнастич. О. Обучение гимнастике (спорту), музыке, танцам, письму и чтению (чтению поэтич. произведений в качестве приложения) служило гармоничному духовному, физич., эстетич. и нравств. О., целью которого являлось физич. и духовное совершенство, право на обладание которым оставляла за собой афинская аристократия. Связанное с софистикой просветительское движение 5–4 вв. до н. э. принесло в широкие слои населения сознание необходимости в интеллектуальном О. Софисты, представлявшие собой странствующих преподавателей, обучали людей всем языковым и социологии, наукам, прежде всего грамматике, риторике и диалектике, а также математич. дисциплинам (в частности, Гиппий из Элиды). Это привело к возникновению в Греции в 4 в. до н. э. нов. качеств, уровня обучения, которое базировалось на элементарном обучении и имело целью более высокую степень общего О. (enkyklios paideia), включавшего в себя, помимо грамматики и риторики, также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки. Следующий качеств, этап О. был связан с изучением философии (Платон) и риторики (Исократ). Наконец, Аристотелем была сформулирована задача обучения: сообщение фундаментальных неспец, знаний из различных областей и выработка способности суждения. Т. о., была создана стройная система О., которая сохранила свое значение не только до конца античного периода, но и в своих основополагающих чертах дошла до нашего времени: на первой стадии начального элементарного обучения сообщаются навыки чтения, письма и счета; наряду с ними даются уроки гимнастики и музыки. Затем следует более высокая стадия образовательного обучения (в эллинистич. времена в т. н. гимнасиях, т. е. публичных учебных заведениях с твердым учебным распорядком), которая включает в себя в первую очередь изучение языковых дисциплин и литературы (грамматика, риторика), а также математики; обучение спорту и музыке продолжается на более высоком уровне. Далее в качестве высшей стадии О. следует спец. обучение, которое в античности, правда, не фигурировало как обучение с целью освоения к.-л. определ. профессии в нашем совр. понимании, а рассматривалось в самом широком смысле как завершение и кульминация всего учебного процесса. Соответственно этому конечной целью обучения в античности являлись философия и риторика. Право давать людям разностороннее О. оспаривали между собой как философы, так и риторы. Начиная со времен Платона и Исократа обе школы постоянно соперничали между собой за первенство в области О. На практике О., как правило, начинали у ритора, продолжая его затем у философа, причем в Греции на передний план ставилось изучение философии, а в Риме риторики.
        Рим. Рим. идеалом считался крестьянин-воин, служащий в мирные времена общему делу (res publiса) как земледелец и скотовод, а в период войны — как воин. Что должен был знать и уметь римлянин периода поздней Республики, кроме способности читать. писать и считать, показывает сочинение «Книги, посвященные сыну» («Libri ad filium»), написанное Катоном Старшим в нач. 2 в. до н. э. в качестве учебника для своего сына. В нем освещаются 4 предмета сельское хозяйство, врачевание, красноречие и военное искусство и даются относительно каждого из них советы и практич. рекомендации, как поступать в том или ином случае. Со 2 в. до н. э. все большее значение приобретает в Риме греч. образовательная система. Окончательное ее утверждение в рим. мире, правда с характерными рим. особенностями, произошло в I в. до н. э. Математич. дисциплины отошли в обучении на второй план, уступив свое место юридич. наукам. Изучение языков и литературы велось одновременно с преподаванием рим. истории, состоявшим гл. обр. в сообщении историч. примеров (exempla) достойного поведения предков (mores maiorum). Уроки музыки и гимнастики как таковые отсутствовали, вместо них часто проводилось практич. обучение верховой езде, фехтованию и плаванию. На более высокой стадии практиковалось изучение риторики. На завершающем этапе О. устраивались образовательные поездки в Афины и другие греч. культурные центры, где знатные молодые римляне получали уроки философии. Заслуга в гармонич. соединении греч. и нац. рим. О. принадлежит Цицерону. В произведении «Об ораторе» («De oratoге») им показан идеал рим. оратора и политич. деятеля. который на основании всеобъемлющего и всестороннею О. органически соединяет в себе философский ум с практич. политич. деятельностью на благо общества.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. . 1989.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Образование" в других словарях:

  • ОБРАЗОВАНИЕ — это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили. Джордж Галифакс (XVIII в.) Образование это то, что остается, когда все выученное забыто. Б. Ф. Скиннер (XX в.) Образование это знания, которые мы получаем из книг и о которых уже… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ОБРАЗОВАНИЕ — ОБРАЗОВАНИЕ, образования, ср. 1. только ед. Действие по гл. образовать образовывать и образоваться образовываться. Образование общего революционного фронта против эксплуататоров. Образование государства. Образование горных пород. Образование… …   Толковый словарь Ушакова

  • Образование — ОбразованиеВ доколумбовый период истории у народов, населявших территорию Латинской Америки (ацтеков, инков, майя и др.), имелась довольно развитая система религиозного и светского образования, которая с приходом колонизаторов была уничтожена.… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • ОБРАЗОВАНИЕ — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… …   Современная энциклопедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ — духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При …   Философская энциклопедия

  • образование — Воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. См …   Словарь синонимов

  • Образование — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно–эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОБРАЗОВАНИЕ —         одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства сооб ва и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития. Осн. социо культурные функции О. связаны с решением задачи социализации и… …   Энциклопедия культурологии

  • Образование — по законодательству РФ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней… …   Финансовый словарь

  • Образование — «ОБРАЗОВАНИЕ» ежемесячный журнал, издававшийся в СПБ с 1892 по 1909 и переименованный из «Женского образования» (1876 1891). Редактор издатель В. Д. Сиповский, с 1896 А. Острогорский. С 1908 вследствие финансовых затруднений переходит из рук в… …   Литературная энциклопедия

  • образование — 1. ОБРАЗОВАНИЕ, я; ср. 1. к Образовать и Образоваться (1.О.). О. государства. О. водяных паров. Процесс образования горных пород. День образования Советской Армии. 2. То, что образовалось, возникло в результате какого л. процесса. Горные… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»